Статьи

ГАЗЕТА "ТОН - М" ВИДЕТЬ В ЛЮДЯХ ЛУЧШЕЕ

ГАЗЕТА

Каждый человек, выполняющий добросовестно работу, ждёт оценки своего труда, благодарности. В «буднях великих строек» мы скупы на эти слова. На юбилеях, других памятных датах, виновников торжества засыпают цветами и «купают» в словах признательности и любви. Так было на творческом вечере Елены Викторовны Ивановой — заведующей фортепианным отделением Минусинской детской музыкальной школы, в которой она проработала 35 лет!

В зале собрались коллеги, ученики, родители её воспитанников, все, кто хотел подарить ей прекрасную мелодию своих сердец. Сердечно поздравила коллегу директор музыкальной школы Галина Ивановна Вдовиченко: «Елена Викторовна талантливый педагог — профессионал, отдающий себя полностью делу, которому служит. Она ищет новые, оригинальные методики преподавания, постоянно учится у известных пианистов. Свою работу строит на конечный творческий результат — довести до выпускного класса учеников, у неё самый высокий показатель в школе. Почти 50 процентов из них, связали свою жизнь с музыкой. Это высокая, конкретная оценка творческих трудов преподавателя!». Галина Ивановна вручила Елене Викторовне Почётную грамоту Минусинского городского отдела культуры.

И начался замечательный концерт, в котором смешались все жанры — звучала классическая музыка, романсы, песни, ансамбль «Озорные каблучки» лихо отплясывал… И все эти великолепные выступления чередовались поздравлениями с искренними словами благодарности Елене Викторовне от её учеников, родителей. Многие её ученики выступают не только на родной сцене школы, но и принимают участие в различных конкурсах высокого уровня и становятся лауреатами и дипломантами. Это заслуженное признание мастерства учителя, отрада её сердца, гордость школы!

Дмитрий Хворостовский и Лоншакова Татьяна на гастролях в США
Дмитрий Хворостовский и Лоншакова Татьяна на гастролях в США
Бывшая ученица Татьяна Утяшева подарила танго Lara Fabian. Сейчас Таня учится на юриста, но на вопрос: «Что ей дала музыка?». Ответила: «Музыка научила меня видеть в людях лучшее и самой становиться лучше». Протоирей Александр Мень сказал: «Плохое каждый дурак может увидеть! Плохое всегда на поверхности, это очень легко. А вот увидеть ценность в человеке, даже может быть не очень симпатичном, это уже что-то, это уже искусство. И, видя положительное в жизни, мы идём по ней не согнувшись, не отмахиваясь, не фыркая в презрении, а мы идём, как дети Божии: радостно, спокойно, уверенно, мужественно, как и подобает человеку». Любимую учительницу видеообращением поздравила Татьяна Лоншакова. Сейчас Татьяна живёт и работает в Москве, является основателем и педагогом музыкально-театральной студии «VIVO». Теперь её ученики, получают награды на конкурсах в Москве. Татьяна, окончила Красноярскую государственную академию музыки и театра, Академию хорового искусства имени В.С.Попова в г. Москве (отделение сольного пения). Участвовала в концертной деятельности академии в России и за рубежом (Германия, США, Мексика, Франция) с ведущими дирижёрами и певцами, в том числе с нашим именитым земляком — красноярцем Дмитрием Хворостовским. А начиналось всё, как сказала Татьяна: «С Минусинской музыкальной школы, с уроков любимой учительницы Елены Викторовны. Бесконечно благодарна Вам за терпение, настойчивость, профессионализм, душевную щедрость. В академии моё фортепианное прошлое дало о себе знать с лучшей стороны. Услышав, как я играю, меня отправили на Всероссийский конкурс ансамблевой игры, где я заняла III место. В этом Ваша заслуга, то, что Вы дали мне — бесценно».

Атмосфера вечера получилась искренняя, доброжелательная, пронизанная восхищением и благодарностью Елене Викторовне, музыкальной школе! Нам захотелось выйти за рамки концертного зала и рассказать о Елене Викторовне Вам, наши уважаемые читатели. Мы беседуем в уютном кабинете, где всё «пропитано» музыкой, куда каждый день приходят ученики.

Елена Иванова на творческом вечере
Елена Иванова на творческом вечере
— Как становятся учениками школы?

— Детей в школу принимают в возрасте шести-восьми лет. Проверяем музыкальные данные — ритм, слух и память. Большинство легко проходят эти экзамены, поступают в первый класс. Если есть проблемы, принимаем в подготовительный класс. Редко, но иногда ребёнок приходит самостоятельно, говорит: «хочу учиться музыке», чаще его приводят родители. Иногда приходят двое-трое за компанию, если поступают, то поддерживают друг друга и учатся легко. Часто родители не предполагают, что их ребёнок может быть будущий С.Рихтер, или композитор П.Чайковский. Чтобы не пропустить такие таланты хожу в детские сады и ищу музыкально одарённых детей. Беседую с их наставниками, выхожу на родителей, приглашаю поступать к нам в школу.

— Всё-таки очень непросто маленькому человеку учиться играть на пианино. Оно такое большое, а он такой маленький… Зачем ему это, для чего? — чаще всего не знает. Вокруг столько интересных игр, друзей. Как Вы встречаете, заинтересовываете чем?

— С радостным, распахнутым сердцем, наполненным добротой и приветливостью! Чтобы ребёнок, потянулся к учителю, как к солнышку — с уверенностью, что его здесь не обидят, что ему рады. Ведь это так естественно, всё что знаешь, умеешь, свой опыт передать ученикам. Открыть для них прекрасный мир музыки, научить их понимать, самим воспроизводить чарующие звуки. Это и есть прекрасная составляющая нашей профессии. Она вдохновляет учителя начинать и проходить весь курс нелёгкой учёбы с каждым новым учеником. В процессе учёбы, если вижу что устали, внимание рассеивается — перерыв. Рассказываю сказки, об интересных моментах из детской жизни музыкантов, под красивую музыку танцуем. Порой ребёнок просто хочет поделиться какой-то своей тайной, помочь ему разобраться. За время учёбы мы становимся близкими и родными. Окончив школу, они приходят к нам, рассказывают о своей взрослой жизни, советуются по старой привычке. Мы всегда ждём и рады таким встречам! Верно сказал об учителях и учениках мой любимый поэт Андрей Дементьев:

Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.

Елена Викторовна Иванова
Елена Викторовна Иванова
— Первый период обучения похож на весёлую игру. Дальше нужно изучать музыкальную грамоту, играть пьесы, песенки по нотам, одновременно учиться играть упражнения, гаммы, арпеджио… начинаются трудности. Образно это описал Ромен Роллан: «Скоро усиленные занятия надоели Кристофу до смерти. Скучно без конца повторять гамы и упражнения, сухие и однообразные». Наверное, такое случается и с Вашими учениками, как преодолеваете этот кризис?

— Обучение игре на фортепиано, как и всякая учёба — большой, каждодневный труд, требует терпения, настойчивости. Чтобы разнообразить занятия, ищу новые, интересные методики, советуюсь с опытными педагогами, беседую с детьми о важности музыкального образования для развития их личности. Учёными давно доказано, что занятия музыкой развивает мышление, такие люди умеют логично и нестандартно мыслить, они успешнее работают и достигают высоких результатов в любой сфере деятельности. Занятие инструментальной музыкой (игра на музыкальных инструментах), развивает оба полушария мозга. Умение играть, слышать и понимать музыку, делает жизнь любого человека ярче, эмоциональнее. И конечно, огромная поддержка — союз с родителями. Они бывают вместе с детьми на уроках. На собраниях решаем, как помочь ребёнку не бросить занятия музыкой, советуюсь с опытными коллегами.

— Расскажите, как Вы пришли в профессию?

— В семье никто не занимался музыкой. Родилась я в Минусинске. Мама работала бухгалтером в культпросвет училище. Отца рано не стало. Бабуля врач, она была для нас с сестрой Верой авторитетом и наставницей. Веру учили на скрипке. Но однажды бабуля, увидев что сестра «занимается» музыкой, а ноты лежат «вверх тормашками», сказала: «толку не будет». Позже Вера стала прекрасным врачом. Когда пришла моя пора, бабуля предложила: «Иди Леночка, учиться в музыкальную школу. При любом строе врачи и музыканты нужны». Так определилась моя судьба. И в том, что я посвятила жизнь музыке огромная заслуга моей преподавательницы — Любови Григорьевны Иванишкиной. Это был просто эталон доброты! Образованная, интеллигентная, красивая, мы все были в неё влюблены. И изо всех детских силёнок бесконечно учили все премудрости, только чтобы она нас похвалила, обняла. И как любимый педагог, я захотела стать учителем, окончила Абаканское музыкальное училище и пришла в родную школу.

Утяшева Таня и Гильдеева Диана со своим преподавателем Ивановой Е.В. и членами жюри открытого регионального конкурса Гармония, 2009 г.
Утяшева Таня и Гильдеева Диана со своим преподавателем Ивановой Е.В. и членами жюри открытого регионального конкурса Гармония, 2009 г.
— Как начиналась работа?

— Сразу пришлось пройти испытание на верность профессии. Дали мне учеников, некоторые из них плохо учились, что называется «готовились на вылет». Пригорюнилась немного, всем хочется работать с талантливыми учениками. Моя мамочка Галина Петровна Приступина наставляла меня: «Старайся, Леночка, как себя покажешь сразу, так тебя коллектив и примет». И Леночка старалась! Ездила с детьми к педагогам в Абаканское музыкальное училище, обращалась к коллегам в школе. Слушали, подсказывали, давали методики, чтобы зажечь в детях интерес к занятиям. Ходили с ними на выставки, концерты, в походы. И ура, труды мои не оказались напрасными, все успешно сдали экзамены и впоследствии окончили школу. Мне нравится работать с детьми, люблю их и горжусь ими, к счастью, это взаимно. Когда-то у С.Михалкова спросили — почему он пишет для детей? Он ответил: «Сегодня — дети, завтра — народ!». Все мы взрослые — учителя, родители, что вложим в детей, то такой народ и получим «завтра».

— Чем ещё любите заниматься?

— Обожаю лес, люблю собирать грибы, путешествовать. А недавно мои руки и душа потянулись рисовать. Помогла мне в этом художница Вера Кочнева, с которой мы познакомились в Красноярском лагере «Гренада» для одарённых детей. Там была удивительно творческая атмосфера! Это, наверное, и вдохновило меня. Пишу акварелью, гуашью, свои картинки дарю родным и знакомым.

— А что такое — счастье?

— Счастье — сама жизнь. В разные моменты жизни, возрасте счастье — разное. Очень радостно, когда мои ученики побеждают, когда маленький внучек улыбается, начинает говорить первые слова… И ещё счастлива и благодарна семье за то, что они научили главному — давать добро людям. Для полного счастья в работе, при выступлениях на сцене в музыкальной школе, нужен ещё один рояль.

Елена Викторовна, с Юбилейным днём рождения! Пусть музыка всегда звучит в Вашей душе и Ваших учеников!

Л.Каменская

Другие записи